Деятельность

Разъяснения и мнения по Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"

Федеральный закон "О государственной кадастровой оценке" [направленные позиции по применению]:
    СТАТЬЯ 3
  1. Кадастровая стоимость, применяемая для целей налогообложения

      Согласно статье 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, который наделяет полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации (далее – бюджетное учреждение).
      Согласно части 2 статьи 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания).
      В соответствии с пунктом 1.2 Методических указаний определение кадастровой стоимости предполагает расчет вероятной суммы типичных для рынка затрат, необходимых для приобретения объекта недвижимости на открытом и конкурентном рынке.
      Следует отметить, что главной задачей государственной кадастровой оценки является не определение возможности правообладателей объектов недвижимости нести соответствующее бремя содержания таких объектов недвижимости и не определение критериев установления уровня такого бремени (определяются налоговым законодательством), а определение экономически обоснованного уровня стоимостной оценки объектов недвижимости по состоянию на определенную дату.
      Таким образом, кадастровая стоимость сама по себе не определяет степень нагрузки на правообладателя объекта недвижимости, несущего обязательства, рассчитываемые с учетом кадастровой стоимости. Кадастровая стоимость призвана отражать объективный экономический потенциал объектов недвижимости, схожих с тем, стоимость которого определяется.
      Степень соответствующей нагрузки, ее посильность и соразмерность определяются соответствующими ставками, а также вычетами и льготами.
      В соответствии с пунктом 3.5 Методических указаний при определении кадастровой стоимости необходимо учитывать максимально полные сведения о местоположении, физических, технических и эксплуатационных характеристиках, степени благоустройства объектов недвижимости, ограничениях в их использовании, иных характеристиках, необходимых для определения кадастровой стоимости.

    СТАТЬЯ 4
  1. Единство методологии определения кадастровой стоимости

      Согласно статье 4 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится на основе принципов единства методологии определения кадастровой стоимости, непрерывности актуализации сведений, необходимых для определения кадастровой стоимости, независимости и открытости процедур государственной кадастровой оценки на каждом этапе их осуществления, экономической обоснованности и проверяемости результатов определения кадастровой стоимости.
      Следует отметить, что под принципом единства методологии определения кадастровой стоимости понимается применение единых правил установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в случаях, предусмотренных статьями 14, 16, 21 Федеральным законом № 237-ФЗ, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, наделенными полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
      Согласно пункту 7.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания), в рамках одной группы (подгруппы) должны быть использованы одни и те же подходы и методы, а также критерии взвешивания полученного результата.
      При этом исходя из требований пункта 1.4 Методических указаний в случае использования более одного подхода к оценке результаты, полученные с применением различных подходов, должны быть согласованы между собой с целью определения итоговой величины кадастровой стоимости.
      Выбранный способ согласования, а также все сделанные при осуществлении согласования результатов суждения и допущения должны быть обоснованы.

    СТАТЬЯ 6
  1. Решение о проведении государственной кадастровой оценки

      Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
      В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) до 1 января 2022 года в отношении земельных участков, до 1 января 2023 года в отношении зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест государственная кадастровая оценка не проводится в случае, если решение о ее проведении принято менее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки, предусмотренного таким решением.
      Следует отметить, что согласно части 5 и части 6 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ в 2022 году и в 2023 году во всех субъектах Российской Федерации должна быть проведена государственная кадастровая оценка соответственно земельных участков и зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест без учета ограничений по периодичности проведения государственной кадастровой оценки.

    СТАТЬЯ 7
  1. Определение рыночной стоимости работниками бюджетного учреждения

      Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости не могут использоваться отчеты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, составленные работниками бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), на территории которого расположен соответствующий объект недвижимости.
      Вместе с тем Федеральным законом № 237-ФЗ не установлен запрет на cоставление отчета об оценке рыночной стоимости работником бюджетного учреждения в случае если соответствующий объект недвижимости расположен на территории иного субъекта Российской Федерации.

    Привлечение работника бюджетного учреждения в качестве эксперта

      Порядок осуществления административного судопроизводства, в том числе перечень лиц, привлекаемых к участию в судебном процессе в качестве экспертов, регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС).
      В соответствии с частью 1 статьи 49 КАС экспертом является лицо, которое обладает специальными знаниями и которому в случаях и порядке, предусмотренных КАС, поручено провести экспертизу и дать заключение по вопросам, поставленным перед ним и требующим специальных знаний, в целях выяснения обстоятельств по конкретному административному делу.
      Таким образом, работник бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в случае его соответствия требованиям части 1 статьи 49 КАС, может быть привлечен к участию в судебном процессе в качестве эксперта при рассмотрении административного дела об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости вне зависимости от места нахождения объекта недвижимости, кадастровая стоимость которого оспаривается.

    Сбор рыночной информации

      В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 7 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), осуществляется сбор, обработка, систематизация и накопление информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе о данных рынка недвижимости, а также информации, использованной при проведении государственной кадастровой оценки и формируемой в результате ее проведения.
      Пунктом 4.1 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2016 г. № 226 (далее – Методические указания), предусмотрено, что для определения кадастровой стоимости бюджетным учреждением осуществляется сбор и анализ информации о рынке объектов недвижимости, а также анализ информации, не относящейся непосредственно к объектам недвижимости, но влияющей на их стоимость, в том числе:
      1) информации об экономических, социальных, экологических и прочих факторах, оказывающих влияние на стоимость объектов недвижимости;
      2) информации о рынке объектов недвижимости, в том числе о сделках (предложениях) на рынке объектов недвижимости, включая информацию о факторах, влияющих на цены и объем сделок (предложений);
      3) иной информации, необходимой для определения стоимости объектов недвижимости в рамках различных подходов к оценке.
      Согласно Методическим указаниям при формировании обзора состояния рынка объектов недвижимости анализируются в том числе такие показатели как объем и динамика цен сделок (предложений), предложение и спрос, степень открытости и емкости рынка. Рыночная информация должна быть проверяема, то есть должна быть использована информация в том числе:
      1) в отношении базы данных организаций, оказывающих услуги по сопровождению сделок с недвижимом имуществом, – копии договоров, лицензионных соглашений с такими организациями и прочее;
      2) в отношении периодических печатных изданий – копии периодических печатных изданий, отражающих текст объявления, дату и номер печатного издания;
      3) в отношении сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» – копии (образы) страниц сайтов, отражающих текст объявления, дату обращения к странице сайта с объявлением, дату подачи объявления (при наличии), адрес страницы сайта;
      4) в отношении торгов по предоставлению объектов недвижимости – официальные письма органов исполнительной власти и местного самоуправления о сделках с объектами недвижимости, а также копии (образы) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
      5) в отношении информации о мониторинге рынка недвижимости, осуществляемого органом регистрации прав, – копии (образы) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
      Учитывая изложенное, за бюджетными учреждениями закреплена обязанность осуществлять сбор и обработку исчерпывающей информации, характеризующей в том числе рыночную информацию соответствующего субъекта Российской Федерации.
      При этом нормативно-правовыми актами не устанавливаются ограничения для бюджетных учреждений в части источников информации о рынке недвижимости, которые могут быть использованы для реализации указанных полномочий.

    СТАТЬЯ 8
  1. Предоставление информации, необходимой для ведения Единого государственного реестра недвижимости

      Пунктом 6 статьи 8 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) за бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), закреплена обязанность представлять в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав (далее – орган регистрации прав), имеющуюся в распоряжении бюджетного учреждения информацию, необходимую для ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН).
      При этом ряд сведений, которые могут быть уточнены в ходе выполнения работ по сбору, обработке, систематизации и накоплению информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 237-ФЗ, могут быть представлены для внесения в ЕГРН в установленном законодательством порядке уполномоченными органами власти субъектов Российской Федерации и организациями (например, сведения об отнесении земельных участков к категории земель могут быть направлены органами местного самоуправления, сведения об объектах капитального строительства могут быть направлены органами технической инвентаризации, ранее осуществлявшими в установленном порядке государственный технический учет таких объектов капитального строительства).
      Вместе с тем статьей 12 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что в случае выявления ошибок в сведениях Единого государственного реестра недвижимости бюджетное учреждение направляет сведения о выявленных ошибках в орган регистрации прав. Рассмотрение указанных сведений органом регистрации прав осуществляется в порядке, установленном статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

    СТАТЬЯ 10
  1. Требования к квалификации работников бюджетного учреждения

      Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) устанавливаются общие требования к работникам бюджетного учреждения, созданного субъектом Российской Федерации и наделенного полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), привлекаемым к определению кадастровой стоимости и непосредственно осуществляющим определение кадастровой стоимости, подписывающим отчет.
      Согласно пункту 1 части 1 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ работники бюджетного учреждения должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку в областях, перечень которых устанавливается федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки.
      Перечень областей, в которых работники бюджетного учреждения должны иметь высшее образование и (или) профессиональную переподготовку, утвержден приказом Минэкономразвития России от 12 апреля 2017 г. № 177.
      В то же время согласно части 4 статьи 10 Федерального закона № 237-ФЗ уполномоченный на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе установить дополнительные требования к работникам бюджетного учреждения, привлекаемым к определению кадастровой стоимости, в том числе квалификационные требования.

    СТАТЬЯ 11
  1. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки

      В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) в редакции Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ), вступившего в силу 11 августа 2020 г., решение о проведении государственной кадастровой оценки принимается не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки.
      Согласно пункту 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.
      Таким образом, указанное требование применяется к решениям о проведении государственной кадастровой оценки, принимаемым после 11 августа 2020 г.
      Дополнительно отмечаем, что в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ государственная кадастровая оценка проводится:
      1) одновременно в отношении всех учтенных в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) на территории субъекта Российской Федерации зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест, за исключением случаев отсутствия в ЕГРН по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки отдельных сведений об объекте недвижимости;
      2) одновременно в отношении всех учтенных в ЕГРН на территории субъекта Российской Федерации земельных участков, за исключением случаев отсутствия в ЕГРН по состоянию на 1 января года проведения государственной кадастровой оценки отдельных сведений об объекте недвижимости.
      Вместе с тем частью 5 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрено, что в решении о проведении государственной кадастровой оценки, принятом уполномоченным органом субъекта Российской Федерации, должны быть указаны следующие сведения:
      1) год проведения государственной кадастровой оценки;
      2) наименование субъекта Российской Федерации, на территории которого проводится государственная кадастровая оценка;
      3) виды объектов недвижимости, определенные в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона № 237-ФЗ, в отношении которых проводится государственная кадастровая оценка.
      Обращаем внимание, что принятое до вступления в силу Федерального закона № 269-ФЗ решение о проведении государственной кадастровой оценки в отношении отдельных категорий земель или видов объектов недвижимости может быть исполнено без внесения изменений в него.
      Внесение изменений путем добавления категорий земель или видов объектов недвижимости невозможно ввиду того, что указанное изменение будет противоречить действующим нормам Федерального закона № 237-ФЗ (о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки не позднее чем за шесть месяцев до 1 января года проведения государственной кадастровой оценки).

    СТАТЬЯ 12
  1. Предоставление Росреестром информации, необходимой для определения кадастровой стоимости

      В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.
      При этом согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ресурсоснабжающие организации и организации, осуществлявшие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, обязаны бесплатно предоставить бюджетному учреждению имеющуюся в их распоряжении информацию ли уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса.
      Вместе с тем частью 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) предусмотрено предоставление органом регистрации прав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом.
      Таким образом, в случае направления запроса в орган регистрации прав о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, соответствующая информация может быть представлена в виде документов, предоставление которых предусмотрено Федеральным законом № 218-ФЗ.
      Кроме того, с целью исполнения требований части 5 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение может обратиться с соответствующим запросом в орган регистрации прав, либо получить информацию об объектах недвижимости на официальном сайте Росреестра в фонде данных государственной кадастровой оценки.
      Следует отметить, что с 1 января 2022 г. вступает в силу часть 8 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ, согласно которой сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведения о проектах межевания территорий и сведения о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН, ежегодно формируются и бесплатно предоставляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.

    Возможность получения дежурных кадастровых карт

      Согласно пункту 5.4 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания), ценообразующие факторы, представленные в графической форме, определяются на основе цифровых тематических карт. Основой для формирования цифровых тематических карт являются дежурные кадастровые карты.
      Согласно статье 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дежурные кадастровые карты предназначены исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости.
      В этой связи их предоставление бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), не представляется возможным.
      Вместе с тем в соответствии с разделом 4 Методических указаний бюджетным учреждением осуществляется сбор рыночной информации, в том числе о сегменте рынка объектов недвижимости. На основании проведенного анализа информации о внешней среде объектов недвижимости определяются ценообразующие факторы, характеризующие объекты недвижимости. На основании анализа информации о рынке, сегменте рынка объектов недвижимости определяются ценообразующие факторы, характеризующие непосредственное окружение и сегмент рынка объектов недвижимости.
      Кроме того, существующие картографические материалы, в том числе содержащиеся в открытом доступе, позволяют сопоставить собираемые бюджетным учреждением сведения о ценообразующих факторах с объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется определение кадастровой стоимости.
      В этой связи отсутствие в распоряжении у бюджетного учреждения дежурных кадастровых карт не ограничивает возможность исполнения требований Методических указаний в части сбора и анализа сведений о ценообразующих факторах.

    Возможность получения сведений о ценах сделок из Единого государственного реестра недвижимости

      Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), установлен статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
      Согласно указанной норме орган регистрации прав имеет право предоставлять обобщенную информацию и аналитическую информацию, полученные на основе сведений, содержащихся в ЕГРН, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей.
      К обобщенной информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН, относится в том числе информация об общем количестве прошедших государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию объектов недвижимости, сделок с ними, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок (без идентифицирующих конкретное лицо сведений) или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество.
      При этом предоставление исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (далее – уполномоченные органы), сведений непосредственно о ценах сделок с конкретными объектами недвижимости в настоящее время не предусмотрено.
      Обращаем внимание, что что с 1 января 2022 г. вступает в силу часть 8 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой сведения в том числе о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН, ежегодно формируются и бесплатно предоставляются в уполномоченные органы подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.

    Перечень документов, которые могут быть приложены к декларации о характеристиках объектов недвижимости

      В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости (далее – декларация).
      Порядок рассмотрения декларации, в том числе ее форма, утверждены приказом Минэкономразвития России 4 июня 2019 г. № 318 (далее – Порядок).
      Согласно пункту 12 Порядка бюджетное учреждение в ходе рассмотрения декларации проверяет информацию, содержащуюся в декларации, путем сопоставления указанной информации с имеющимися в распоряжении бюджетного учреждения сведениями и информацией.
      Содержащаяся в декларации информация считается подтвержденной бюджетным учреждением в случае ее соответствия сведениям и информации, имеющимся в распоряжении бюджетного учреждения.
      Пунктом 13 Порядка установлено, что в случае если в ходе проверки, предусмотренной пунктом 12 Порядка, достоверность информации, содержащейся в декларации, подтверждена, такая информация учитывается бюджетным учреждением, за исключением случая, если информация, содержащаяся в декларации, противоречит сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, или в ходе проверки, предусмотренной пунктом 12 Порядка, достоверность указанной информации не подтверждена.
      Таким образом, информация из декларации учитывается, если она не опровергнута сведениями, полученными из иных источников.
      Кроме того, согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация.
      При этом ряд сведений, которые могут быть уточнены в ходе выполнения работ по сбору, обработке, систематизации и накопления информации, необходимой для определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 237-ФЗ, могут быть получены в установленном законодательством порядке от уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации и организаций (например, сведения об отнесении земельных участков к категории земель могут быть получены от органов местного самоуправления, сведения об объектах капитального строительства могут быть получены от органов технической инвентаризации, осуществлявших в установленном порядке государственный технический учет таких объектов капитального строительства).
      Вместе с тем формой декларации не определены ограничения в части перечня документов, которые могут быть приложены к декларации, подтверждающих информацию, содержащуюся в такой декларации.

    Использование сведений, содержащихся в техническом паспорте, изготовленном после 1 января 2013 г.

      Согласно части 9 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.
      Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический паспорт не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
      При этом частями 4 и 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищный фонд на территории Российской Федерации подлежит обязательному государственному учету наряду с иными формами его учета, предусматривающему проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений).
      Кроме того, подготовка технических паспортов предусмотрена в случаях, указанных в статьях 23, 25 и 26 ЖК РФ.
      Следует отметить, что государственный учет жилого фонда осуществляется в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, согласно которому технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – органы и организации технической инвентаризации).
      Исходя из вышеизложенного, полагаем, что до момента приведения порядка государственного учета жилищного фонда, предусмотренного ЖК РФ, в соответствие с действующим законодательством, органы и организации технической инвентаризации вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду (не для целей государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда.
      Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, установлено, что к декларации о характеристиках объекта недвижимости, к замечанию, связанному с определением кадастровой стоимости, к обращению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее – ошибки), прилагаются документы, подтверждающие соответственно значения (описание) декларируемых характеристик, наличие ошибок в предварительных отчетных документах и ошибок в отчете об итогах государственной кадастровой оценке.
      Вместе с тем Законом о ГКО не регламентирован перечень прилагаемых документов в вышеуказанных случаях.
      Таким образом, по мнению Росреестра, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, вправе использовать информацию, содержащуюся в технических паспортах, изготовленных органами и организациями технической инвентаризации после 1 января 2013 г. в соответствии со статьями 23, 25 и 26 ЖК РФ.

    СТАТЬЯ 16
  1. Дата, по состоянию на которую определяется кадастровая стоимость в соответствии со статьей 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

      В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости в случае внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о них и объектов недвижимости, в сведения ЕГРН о которых внесены изменения, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости, осуществляется бюджетными учреждениями, созданными субъектами Российской Федерации и наделенными полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, в порядке, предусмотренном Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке, утвержденными приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания).
      Пунктом 12.1 Методических указаний предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется по алгоритмам, предусмотренным Методическими указаниями, с применением подходящей по виду использования объекта недвижимости модели оценки кадастровой стоимости на основе результатов последней государственной кадастровой оценки, действовавших по состоянию на дату возникновения основания пересчета кадастровой стоимости.
      Таким образом, датой определения кадастровой стоимости в указанном случае будет 1 января года проведения последней государственной кадастровой оценки.

    СТАТЬЯ 21
  1. Учет решений об исправлении ошибок в последующих турах государственной кадастровой оценки

      Действующим законодательством не установлен порядок учета решений об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, принятых бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, при проведении подготовки к государственной кадастровой оценке.
      Вместе с тем представляется, что ошибки, допущенные при определении кадастровой стоимости, не должны повторяться в следующем туре государственной кадастровой оценки.
      Кроме того, пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) за бюджетным учреждением в том числе закреплена обязанность хранить копии документов и материалов, которые использовались при определении кадастровой стоимости.
      Исходя из вышеизложенного, информация об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки, должна быть использована бюджетным учреждением в ходе подготовки к проведению очередной государственной кадастровой оценки в целях недопущения повторения ошибок и повышения качества результатов определения кадастровой стоимости.

  2. Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

      Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 269-ФЗ положения статьи 21 Федерального закона № 237-ФЗ применяются в том числе для исправления ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, установленной в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ), с учетом следующих особенностей:
      1) прием и рассмотрение заявлений об исправлении ошибок, исправление ошибок осуществляются исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (далее – уполномоченный орган);
      2) в соответствии с решением уполномоченного органа полномочия по приему и рассмотрению заявлений об исправлении ошибок, а также полномочия по исправлению ошибок могут быть переданы бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости в соответствии с Федеральным законом № 237-ФЗ (далее – бюджетное учреждение).
      Таким образом, в случае принятия уполномоченным органом соответствующего решения бюджетное учреждение осуществляет прием и рассмотрение заявлений об исправлении ошибок и исправление ошибок, допущенных в том числе при определении кадастровой стоимости в соответствии с требованиями Федерального закона № 135-ФЗ.
      Необходимо отметить, что отчеты об определении кадастровой стоимости, предусмотренные статьей 24.15 Федерального закона № 135-ФЗ, хранятся у исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, полученные в рамках проведения государственной кадастровой оценки, а также доступны для скачивания в автоматизированной информационной системе ведения Фонда данных государственной кадастровой оценки в подразделе «Получение сведений из фонда данных государственной кадастровой оценки» раздела «Электронные услуги и сервисы» официального сайта Росреестра.

    СТАТЬЯ 22
  1. Содержание заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, принятие решения комиссии по соответствующему заявлению

      Согласно статье 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
      Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в ЕГРН сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 237-ФЗ, или в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 237-ФЗ путем его направления в уполномоченный на принятие решения о проведения государственной кадастровой оценки исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) или многофункциональный центр лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая портал государственных и муниципальных услуг.
      К заявлению об оспаривании прилагаются:
      1) выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
      2) копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
      3) отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.
      Комиссия на заседании вправе принять:
      1) решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости;
      2) решение об отклонении заявления об оспаривании.
      Порядок работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости утвержден приказом Росреестра от 24 августа 2020 г. № П/0311 (далее – Порядок).
      Пунктом 2 Порядка установлено, что по каждому планируемому к рассмотрению на заседании комиссии заявлению об оспаривании на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет») комиссия обеспечивает размещение не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения заседания комиссии следующей информации:
      дата, время и место проведения заседания комиссии;
      фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) заявителя (в случае если заявление об оспаривании подано физическим лицом);
      наименование юридического лица, его место нахождения и основной государственный регистрационный номер (в случае если заявление об оспаривании подано юридическим лицом);
      наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, его место нахождения (в случае если заявление об оспаривании подано указанными органами);
      кадастровый номер объекта (объектов) недвижимости, в отношении которого (которых) подано заявление об оспаривании, место (места) нахождения указанного объекта (указанных объектов) недвижимости.
      Таким образом, согласно пункту 2 Порядка в одном заявлении об оспаривании могут быть указаны кадастровые номера нескольких объектов недвижимости, в отношении которых подано заявление об оспаривании. Приложенный к заявлению об оспаривании отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа, также может быть составлен в отношении нескольких объектов недвижимости.
      Вместе с тем необходимо отметить, что согласно пункту 16 Порядка по итогам заседания комиссии по каждому объекту недвижимости, в отношении которого заявление об оспаривании рассмотрено на заседании комиссии, оформляется отдельное решение комиссии.

    Привлечение комиссии в качестве административного ответчика и взыскание судебных расходов с комиссии, персональная ответственность председателя комиссии.

      Согласно части 2 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) комиссия создается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (далее – уполномоченный орган), на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
      Частью 8 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что в состав комиссии входят один представитель уполномоченного органа, один представитель органа регистрации прав и один представитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации.
      В состав комиссии могут входить представители иных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, предпринимательского сообщества, саморегулируемых организаций оценщиков, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
      Следует отметить, что комиссия создается на основании решения субъекта Российской Федерации в целях реализации отдельных полномочий, установленных статьей 22 Закона о ГКО, и не имеет статуса юридического лица.
      В соответствии с частью 18 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ решения комиссии принимаются простым большинством голосов.
      При этом Федеральным законом № 237-ФЗ не установлена персональная ответственность председателя комиссии (председательствующего на заседании комиссии) за соответствующие решения, принимаемые комиссией.
      Частью 22 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ предусмотрена возможность оспаривания решения комиссии в суде.
      Согласно статье 38 и статье 221 Кодекса административного судопроизводства административными ответчиками могут быть в том числе органы государственной власти, иные государственные органы, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
      Таким образом, комиссия, созданная в соответствии с требованиями Федерального закона № 237-ФЗ, может быть привлечена в качестве административного ответчика к участию в деле об оспаривании решения комиссии.
      Следует также отметить, что в случае признания судом решения комиссии незаконным, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела, могут быть взысканы с комиссии (органа, принявшего решение о создании комиссии).

    СТАТЬЯ 22.1
  1. Переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке»

      В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 269-ФЗ) до 1 января 2023 г. устанавливается переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ).
      В течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее – решение).
      Вместе с тем с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости, и не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ.
      Согласно части 3 Федерального закона № 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ.

  2. Подача заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной в отношении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена

      Согласно части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
      Частью 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ) определены органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
      При этом отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими.
      Таким образом, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление) в бюджетное учреждение вправе подать орган государственной власти либо орган местного самоуправления, уполномоченные в соответствии с частью 2 статьи 3.3 Федерального закона № 137-ФЗ на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.
      Кроме того, заявление в бюджетное учреждение может быть подано указанным в абзаце седьмом пункта 3 статьи 5 Земельного кодекса Российской Федерации правообладателем земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в случае если соответствующий земельный участок предоставлен такому лицу.

  3. Дата, по состоянию на которую, проводится рыночная оценка объекта недвижимости

      Согласно части 2 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета.
      В соответствии с частью 7 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
      Следует отметить, что требования к порядку определения рыночной стоимости и к отчету об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости установлены законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
      Согласно статье 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 135-ФЗ) под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.
      В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 135-ФЗ датой определения стоимости объекта оценки (датой проведения оценки, датой оценки) является дата, по состоянию на которую определена стоимость объекта оценки.
      Федеральным стандартом оценки «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки» (ФСО № 1), утвержденным приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297, установлено, что стоимость объекта оценки – это наиболее вероятная расчетная величина, определенная на дату оценки в соответствии с выбранным видом стоимости согласно требованиям Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости» (ФСО № 2).
      Статьей 11 Закона об оценочной деятельности установлено, что дата определения стоимости объекта оценки должна быть указана в отчете об оценке объекта оценки.
      Таким образом, для целей установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, датой, по состоянию на которую проводится рыночная оценка объекта недвижимости, является дата определения актуальной рыночной стоимости объекта оценки, соответствующей происходящим на рынке недвижимости изменениям, которая указана в приложенном к заявлению об установлении рыночной стоимости отчете об оценке, определенная не позднее шести месяцев до даты подачи указанного заявления.
      Дополнительно сообщаем, что согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 237-ФЗ для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, применяются с 1 января года, в котором в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями по определению кадастровой стоимости, подано заявление об установлении рыночной стоимости, на основании которого принято решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, но не ранее даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет.

  4. Подача заявления об установлении рыночной стоимости органом местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, не находящегося в муниципальной собственности

      Согласно части 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
      Таким образом, заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) органом местного самоуправления может быть подано только в отношении объекта недвижимости, находящегося в муниципальной собственности.
      В этой связи заявление об установлении рыночной стоимости, поданное органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в муниципальной собственности, но расположенного на соответствующей территории, а также прилагаемые к такому заявлению документы, не подлежат рассмотрению бюджетным учреждением.
      Дополнительно сообщаем, что частью 17 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ установлены случаи, при которых решение бюджетного учреждения об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, принятое в соответствии с пунктом 1 части 11 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, может быть оспорено в суде органом местного самоуправления в отношении земельного участка, не находящегося в собственности муниципального образования, но расположенного на соответствующей территории, в случае, если по заявлению собственника этого земельного участка его кадастровая стоимость была существенно снижена на основании установления рыночной стоимости, чем могут быть затронуты права и законные интересы данного муниципального образования.

  5. Подача заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной

      Исходя из положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ), кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее – заявители).
      Заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости) подается в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
      Частью 15 статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ установлено, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
      Таким образом, статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не предусмотрена возможность подачи заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в качестве его кадастровой стоимости непосредственно в суд.

  6. Несоответствие заявления об установлении рыночной стоимости утвержденной форме

      В соответствии с частью 1 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением, созданным субъектом Российской Федерации и наделенным полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ).
      Форма заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (далее – заявление об установлении рыночной стоимости), а также требования к его заполнению (далее – Требования) утверждены приказом Росреестра от 6 августа 2020 г. № П/0287 (далее – приказ № П/0287).
      В этой связи в случае несоответствия заявления об установлении рыночной стоимости нормам, установленным статьей 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ, в том числе формы такого заявления, либо несоблюдения требований к его заполнению, предусмотренных приказом № П/0287, такое заявление не подлежит рассмотрению.