Деятельность

Надзор за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков

Государственный надзор за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков требований Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» осуществляется Росреестром и его территориальными органами. 

Контроль (надзор) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков осуществляется путем:

  • проведения проверок саморегулируемых организаций оценщиков;
  • контроля за исполнением саморегулируемыми организациями оценщиков предписаний об устранении нарушений законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе проведения проверок саморегулируемых организаций;
  • систематического наблюдения за исполнением саморегулируемыми организациями требований Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Срок проведения проверки (с даты начала проверки и до окончания проверочных мероприятий) не может превышать 20 дней.

В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований (непредставление или несвоевременное представление саморегулируемой организацией запрашиваемых документов в установленный срок, выявление в результате рассмотрения представленных документов необходимости запроса и изучения дополнительных документов, обращение саморегулируемой организации с просьбой о продлении срока проведения проверки по уважительным причинам, подтверждаемым соответствующими документами) по мотивированному предложению должностных лиц Росреестра, проводящих проверку, срок проведения проверки продлевается руководителем Росреестра (лицом, его замещающим) или территориального органа, принявшего решение о проведении проверки, но не более чем на 10 дней.

Общий срок проведения проверки с учетом предусмотренного настоящим пунктом срока продления не может превышать 30 дней.

Плановая проверка деятельности саморегулируемых организаций оценщиков проводится один раз в два года.

Плановая проверка проводится за период деятельности саморегулируемой организации, не подлежавший проверке при проведении предыдущих проверок, но не превышающий трех лет деятельности, непосредственно предшествовавших году проведения проверки (проверяемый период).

Проведение плановых проверок осуществляется в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, утвержденным приказом руководителя Росреестра.

План подлежит согласованию и представлению в органы прокуратуры.

Основанием для включения проверки саморегулируемой организации в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение двух лет со дня получения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации или окончания проведения ее последней плановой проверки.

Решение о плановой проверке саморегулируемой организации оценщиков оформляется приказом руководителя Росреестра.

Внеплановая проверка деятельности саморегулируемой организации оценщиков проводится на основании заявлений юридических лиц, физических лиц, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, правоохранительных органов о нарушении саморегулируемой организацией оценщиков либо ее членами Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Основаниями для проведения внеплановой проверки саморегулируемой организации также являются:

  • истечение срока исполнения саморегулируемой организацией ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений;
  • приказ руководителя Росреестра (лица, его замещающего) (территориального органа), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Минэкономразвития России;
  • поступление в отношении саморегулируемой организации в Росреестр (территориальные органы) обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
  • возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Росреестр (территориальный орган), не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.

Решение о внеплановой проверке саморегулируемой организации оформляется приказом руководителя Росреестра либо приказом руководителя территориального органа по поручению руководителя Росреестра.

По итогам проверки саморегулируемой организации составляется акт проверки. Акт проверки оформляется на бумажном носителе в двух экземплярах. По итогам проверки филиалов и (или) представительств саморегулируемой организации составляется справка о результатах проверки (в одном экземпляре). Справка или ее копия прилагается к акту проверки.

Акт проверки, а также справка о результатах проверки филиалов и (или) представительств подписывается всеми членами комиссии.

Один экземпляр акта проверки (с приложениями к нему) вручается руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) под расписку об ознакомлении с актом проверки либо направляется в саморегулируемую организацию заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, который приобщается к экземпляру акта, оставшемуся в деле Росреестра.

Срок направления акта проверки - один рабочий день с даты его подписания.

Если руководитель саморегулируемой организации (иное уполномоченное лицо) отказался от получения и подписания акта и/или акт возвращен в Росреестр, председателем комиссии во всех экземплярах акта проверки производится соответствующая запись.

По результатам проверки деятельности саморегулируемой организации при выявлении в деятельности саморегулируемой организации нарушений законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности принимаются следующие меры:

  • вынесение предписания;
  • направление в суд заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;
  • передача материалов по подведомственности, в том числе для решения вопроса о рассмотрении материалов в рамках производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении.
Как следует из положений статьи 24.5 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и пункта 5 статьи 22 Федерального закона "О саморегулируемых организациях", предписание об устранении выявленных нарушений направляется Росреестром в саморегулируемую организацию оценщиков в случае выявления в ее деятельности нарушений Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", при этом нарушения не носят неустранимый характер.

Предписание подписывается руководителем Росреестра (его заместителем) либо руководителем территориального органа (его заместителем) и направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или вручается лично под расписку руководителю саморегулируемой организации (иному уполномоченному лицу) в срок не более трех рабочих дней со дня принятия решения по результатам проверки.

При вынесении предписания саморегулируемой организации оценщиков устанавливается разумный срок устранения выявленных в ходе проверки нарушений законодательства Российской Федерации.

Срок исполнения предписания может быть продлен по мотивированному ходатайству саморегулируемой организации.

Непредставление саморегулируемой организацией в установленные сроки информации об устранении нарушений либо неустранение указанных в предписании нарушений в установленные сроки является основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки или применения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, мер ответственности, в том числе обращения в суд с заявлением об исключении сведений о некоммерческой организации из единого государственного реестра саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Основанием для подачи в арбитражный суд заявления об исключении саморегулируемой организации оценщиков из единого государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков являются:

  • выявление нарушения одного из требований, установленных частью третьей статьи 22 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации";
  • невыполнение в установленный срок предписания Росреестра об устранении выявленных нарушений.
При наличии основания для привлечения виновных лиц к ответственности должностное лицо принимает меры к передаче материалов в орган государственной власти, к компетенции которого отнесено возбуждение административного производства, либо в правоохранительные органы для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.

График работы: понедельник, вторник, среда, четверг - с 9:00 до 18:00;

пятница - с 9:00 до 16:45

Телефоны для справок8 800 100 34 34, для физических лиц: (495) 986-90-49, (495) 917-57-98, для юридических лиц: (495) 917-15-24

Электронная почта: 00_uddfrs1@rosreеstr.ru, 00_ukdsro1@rosreеstr.ru

Управление по контролю и надзору в сфере саморегулируемых организаций находится по адресу: 109028, г. Москва, ул. Воронцово поле, д. 4 а

Телефон: (495) 531-0819, доб. 1114

Почтовый адрес для корреспонденции101000, Москва, Чистопрудный бульвар, д. 6/19


Документы

Анкета для проведения Росреестром (его территориальными органами) опроса представителей саморегулируемых организаций
pdf (31.1 KБ)